четверг, 2 августа 2012 г.

ЗНАКОМСТВО С ОСЕТИЕЙ. Путевые записки юнкора


 Жаркий сухой день, половина пятого вечера, остается несколько минут до отправления поезда «Волгоград-Минеральные воды». Я вошла в купе и заняла свое место, а спустя 18 часов, уставшая от дороги, не выспавшаяся, я прибыла в маленький кавказский городок, который на самом деле отнюдь не является конечной точкой моего путешествия. Мне необходимо доехать до Владикавказа, оттуда до Цхинвала, а из него еще в деревню Зонкар.
Перед отъездом я как раз закончила читать книгу М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». И, если честно, в душе моей таилась горькая обида на писателя, потому что в книге я прочитала следующие строки об осетинах: «Ужасные плуты! А что с них возьмешь?.. Любят деньги драть с проезжающих… Избаловали мошенников! Увидите, они еще с вас возьмут на водку». Осетин, который вез меня до Владикавказа, был, и правда, плут, обещая отправиться с минуты на минуту, он под разными предлогами тянул время, чтобы дождаться очередного поезда и набрать полную маршрутку пассажиров. На Лермонтова я больше не в обиде и удивительно, что с его времен ничего не изменилось.  

ВЛАДИКАВКАЗ
Наконец 8 июля я приехала во Владикавказ. оказалось в этот день в Осетии большой праздник – День Святого Хетага (осет. Хетаджы Бон). Легенда гласит, что кабардинский князь Хетаг бежал от преследователей, намерившихся убить его за то, что он принял христианство. И когда они уже почти настигли Хетага в чистом поле, он взмолился: «О Уастырджи (покровитель мужчин и путников)! Помоги мне!» И тогда он услышал голос свыше: «Хетаг! Беги к лесу!». Но к лесу Хетаг уже не успевал. Тогда он опять услышал: «Лес, к Хетагу!» И выросла перед ним чудесная роща с высокими деревьями. Там Хетаг укрылся и спасся от преследователей. Святая Роща Хетага находится к востоку от села Суадаг в Северной Осетии. В последние десять лет праздник стал поистине всенародным.

Во Владикавказе я пробыла всего два дня. Это очень красивый, уютный, многонациональный и чистый город. На каждом углу висит вывеска «осетинские пироги», до прохожих доносятся звуки зажигательной лезгинки, где-то празднуют свадьбу, на которой все танцуют и делают это так, что пройти мимо и не затанцевать самому просто не возможно. Здесь все друг друга любят. Мне в этом городе очень понравилось!

ЦХИНВАЛ
На третий день пришло время ехать в Цхинвал. Полной противоположностью минводовскому плутоватому водителю был владикавказский таксист. Узнав, что я впервые на Кавказе, он вез меня до Цхинвала так, как будто проводил экскурсию. По одной моей просьбе он останавливал машину там, где я попрошу, чтобы можно было сделать фотографии. А на обратном пути мы даже заехали в музей народного осетинского поэта Косты Хетагурова. Он находится в селении Нар, где родился и жил Коста.
Памятник Косте Хетагурову

Спустя три часа я приехала в столицу Южной Осетии. Там меня встретила другая машина, которая везла в конечный пункт моего путешествия – в село Зонкар. После войны 2008 года Цхинвал мало изменился. Город по-прежнему  пропитан пылью, дороги, изрытые танками, еще не отремонтированы, почти на каждом углу до сих пор есть опустошенные дома, на которых отчетливо видны следы от бомб и пожара. Оказывается, еще есть беженцы, у которых нет постоянного места жительства, сейчас эти люди живут на окраине Цхинвала в так называемом Солнечном городке. Как бы там ни было, я верю, что ни один человек, будь то осетин или грузин, не хочет войны, все хотят мира. В Цхинвале были и есть грузины, которые разделили вместе с осетинами весь ужас положения. Страшно, когда политики выясняют отношения и делят власть, а заложниками становятся невинные люди.

ЗОНКАР
К глубокой ночи я приехала в Зонкар и сразу пошла отдыхать. Село Зонкар находится высоко в горах, в 24 км от цивилизации. Я думала там даже света не будет! А оказалось, что есть даже спутниковое телевидение и Интернет.

Утром я проснулась в раю!  Вы только представьте: кругом горы и леса, холодные и быстрые речки, луга, усыпанные горными цветами, воздух насыщенный, свежий и «вкусный»…красота! Здесь я посетила государственный юго-осетинский заповедник, который только начал процветать. В нем обитают горные козлы, олени, лоси, рыси, медведи, а в водохранилище разводят рыбу-форель. Сотрудники заповедника вкладывают все свои силы, душу в его развитие и борются с браконьерством. На базе заповедника скоро откроется гостиница, так что туристы смогут полноценно отдохнуть.
Церковь Мцхвари

Еще я побывала в Зонкары Уастырджи (церковь Села Зонкар), в церкви Мцхвари и в священном месте Сиоцминда. В Сиоцминду приходили все жители деревни в 1-й понедельник после Пасхи (кстати, в любой осетинской деревне проживают только люди с одной фамилией, Зонкар - это фамильное село Валиевых). Этот день считается праздником, он носит ритуальный характер. Осетины – народ, который исповедует православную религию с элементами языческой культуры. Например, мне показали священное дерево-липу, которому до сих пор молятся о хорошем урожае и плодородии.

ОСЕТИНСКИЕ ОБЫЧАИ
В Зонкаре мне рассказали об осетинских обычаях. Вот некоторые из них, что меня особенно впечатлили. Первое – это «ырвада», «ырвада» - это человек другой фамилии, но он считается твоим родственником, потому что предки осетин – «ысты иу артай байуарга» в переводе «отделившиеся от одного огня». Представляете, когда это было?! Осетины до сих пор помнят и чтят те времена, когда они были одним родом. Между «ырвадами» не может быть браков. Это одна семья, пусть даже они никогда не знали друг друга.

Второй обычай – «зиу». В деревнях есть вдовы и одинокие старики. Когда объявляют «зиу», вся деревня работает в этот день для кого-либо из них. Косят сено, поправляют покосившиеся дома. В осетинских деревнях нет забытых и брошенных. Люди сообща помогают тем, кто в этом нуждается.

На этом  мое кавказское приключение закончилось. Уезжать мне было очень грустно. Эта поездка была мечтой все моей жизни. Я бы хотела написать еще много всего, но боюсь, что тогда моя статья превратиться в рассказ, Путешествуйте! Это так здорово! Даже если в пути вам попадется храпящий сосед в купе, поверьте, те впечатления, которые вы получите в другом городе, возместят всё. И еще… на Кавказе обязательно должен побывать каждый, потому что это удивительное место, полное доброты и искренности.

Багаева Валерия (14 лет)
юнкор Объединенной Детской  редакции  
г. Волгоград



Комментариев нет:

Отправить комментарий